Разинкова Ирина Эдуардовна

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Водоемы
[ Скачать с сервера (63.0 Kb) ] 19.07.2012, 09:24

                                                                                                                                                                                     






     Г.Новороссийск.
МБОУ гимназия №2
Разинкова И.Э.


Тема: Водоёмы нашего края. 
Цели урока:
- Сформировать представление учащихся о водоемах нашего края.
- Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
- Развивать познавательный интерес, умение рассуждать,
анализировать.
Оборудование: карта полезных ископаемых, глобус, карта Краснодарского края, плакат «Схема реки», карта местности.
Ход урока. 1. Организационный момент. 
11. Проверка домашнего задания.
-Приготовьте карточки с условными обозначениями полезных ископаемых. У вас было задание подготовить рассказ об одном полезном ископаемом. Приглашаю к доске шесть учеников (по два человека с каждого ряда), они расскажут о своем полезном ископаемом, не называя его. Задача класса его узнать и молча поднять карточку с условным знаком. А ведущие отмечают, кто неправильно поднял карточку, и предлагают подумать. Я начинаю:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
(Природный газ) Дальше продолжают учащиеся у доски. 
Работа с картой
-Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.
-Где добывают полезные ископаемые на территории нашего края?
Словарный диктант

-Узнайте полезное ископаемое, запишите его название.
- Легкий, впивает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)
- Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)
- Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный у голь)
- Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)
- Обычный белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)
- Темная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. (Нефть)
- Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)
- Обладает пластичностью, используется в строительстве
и гончарном деле. (Глина) 
Проводится взаимопроверка в парах. 
Тест «Наши подземные богатства»
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают..
а) археологи;
б)геологи;
в) строители.
2. К полезным ископаемым относятся...
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используют...
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из ...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, мела;
в) железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают:
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают...
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, гранит.
7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. полезные ископаемые, обладающие свойствами горючести, это...
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф.
111. Работа над новой темой.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я - река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.        (Вода.)
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
- Какая вода в водоемах нашего края?
- Где вода солёная? (В морях и океанах).
- Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.) 
- Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадях такую таблицу:
Водоемы
Естественные
Искусственные

Река 
Озеро 
Море 
Океан 
Ручей
Канал Водохранилище Пруд


- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?
- Назовите естественные водоемы.
- Назовите искусственные водоемы нашего края. 
Ответы детей дополняются рассказом учителя.
- Вспомните схему реки. Как называется место, где река берет своё начало? (Исток)
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье)
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у неё есть правый и левый берега. Притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева левый берег и левые притоки.)
-А теперь составьте рассказ - описание реки по плану. Вывешивается плакат «Схема реки». Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы. Ответы обобщаются и
дополняются учителем и учениками.
1У. Физкультминутка.
У. Продолжение изучения новой темы.
Все вы знаете о том, что водоем - это место отдыха.
- А ещё что вы знаете о значении водоёмов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)
- Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
- Как взрослые и дети должны охранять водоемы? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.
- Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
У1. Закрепление изученного.
Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах.
После прослушивания и обсуждения детей, 

составляется общая памятка. 
Памятка.
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
- Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться?(В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Слова».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда!
Играем в слова!
Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово оказалось последним. 
У 11. Подведение итогов урока.
-Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище
воды для быта, производства, дома, приготовления
пищи; место для отдыха; перевозка грузов.)
Выставление отметок.
Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Водоемы».









Информация для учителя.
Воды. 
Моря, реки, озера, плавни, лиманы, водохранилища.
Что называется водоёмом? Назови известные тебе водоёмы от самых больших до самых маленьких.
Водоёмы и их использование
Все знают, что вода в жизни человека, в жизни природы играет огромную роль. Без воды не было бы жизни. Вода необходима в промышленности, сельском хозяйстве, в быту.
Водоемы используются для перевозки грузов, ловли рыбы, разведения водоплавающей птицы, отдыха людей. Поэтому реки, озера и другие водоемы должны быть чистыми. Нельзя допускать, чтобы сточные воды заводов, фабрик, ферм, ядохимикаты с полей, а также различный мусор попадали в водоемы. От грязной воды погибают растения, животные, нарушается природное равновесие. Заболевают и люди.
Водоемы бывают естественные и искусственные. К естественным относятся моря, реки, озера, ручьи, плавни, лиманы, созданные самой природой. К искусственным -относятся водохранилища, пруды, каналы, построенные людьми.
Моря
Черное море омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским. Есть удобные для приема судов бухты - Цемесская (г. Новороссийск) и Геленджикская. Площадь моря- 422 000 квадратных километров. Самая большая глубина - 2245 метров.
А чем отличается морская вода от всех других? Она - солёная! Верхний слой моря менее соленый, нижний - более. Животный мир сосредоточен только до глубины 150-200 метров, потому что ниже вода сильно насыщена сероводородом и жизнь там невозможна.
В нашем теплом море водится свыше тысячи видов животных. Среди них -удивительные и красивые млекопитающие, часто парами, тройками или целыми стайками сопровождающие корабли. Догадался, о ком идет речь? Конечно, это дельфины. В Черном море водится самый быстрый дельфин - белобочка (длина тела от 1,5 до 2,6 метра), а также афалина - длиной до 3 метров!
Обитает также в этом море примерно 170 видов рыб, из них 40 промысловых -сельдь, скумбрия, ставрида, кефаль, хамса и другие.
Черное море не замерзает. Оно связывает Россию со многими странами мира. Например, в Новороссийский порт заходят торговые корабли Болгарии, Румынии, Турции, Англии и других стран. Цемент, нефть, лес, пшеницу, сахар, рыбу и другие грузы отправляют портовики в разные регионы России и за границу.

На Черноморском побережье нашего края расположены города Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.
На северо-западе края находится Азовское море. Оно значительно отличается от Черного. Берега песчано-ракушечные, безлесные, невысокие. Площадь моря - 38800 квадратных километров, в 11 раз меньше площади Черного. Глубина не превышает 15 метров. Вода опресняется реками: Кубанью и Доном. Поэтому она содержит мало соли и легко замерзает на 1 -3 месяца (с декабря по март). Сначала лед появляется в Таганрогском заливе, затем в Ейском, Бейсугском и Ахтарском лиманах.
Летом вода сильно прогревается и нередко у берегов температура ее достигает 30 градусов тепла. При продолжительных северо-восточных ветрах Азовское море мелеет, так как много поверхностной воды уносится через Керченский пролив в Черное море.
Азовское море очень богато рыбой. Небольшая глубина и низкая соленость ВОДЫ создают благоприятный режим для сельди, судака, осетровых (севрюги, белуги, осетра) и других пород рыб.
По Азовскому морю также перевозятся различные грузы.
Реки
Физическая карта Краснодарского края покрыта тонкими извилистыми сини ми жилками. Это показаны каши реки. Одни - горные - бегут быстро, другие - равнинные - текут медленно, спокойно. Горные реки коротки, быстры и текут по глубоким, узким ущельям. дно и берега рек покрыты галькой. Из рек, впадающих в Черное море, наиболее значительны Мзымта, Сочи, Туапсе, Вулан, Пшада. Летом они обычно мелководны. Но во время дождей и таяния снега превращаются в бурные потоки.
А в северной части Азово-Кубанской равнины в сторону Азовского моря текут степные реки. Наиболее крупные: Кирпили, Бейсуг, Челбас, Сосыка, Ея. У них тихое течение, илистое дно, низкие берега, зачастую поросшие влаголюбивой растительностью (камышом). Большинство степных рек не доходят до Азовского моря, а теряются в приморских лиманах.
В летний период многие реки местами пересыхают, образуя ряд озер. Родники и грунтовые (подпочвенные) воды питают реки. Зимой они замерзают на 1-2 месяца.
Река Кубань - одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом ее считается место слияния рек Уллукам к Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани - 870 километров. Более 700 километров (среднее и нижнее течение) находится в пределах Краснодарского края. В верховье Кубань неглубока, типичная горная река, стремительно текущая в узкой долине. В среднем и нижнем течении глубина ее значительна, берега пологие, даже низкие. У хутора Тиховского Кубань разделяется на два больших рукава: Кубань и Протоку. Кубань течет мимо 
станиц Троицкой, Варениковской и вливается в Азовское море близ Темрюка. Река Протока проходит около Славякска-на-Кубани и впадает в Азовское море у поселка Ачуево.
Кубань имеет притоки, все они стекают с северных склонов Большого Кавказа. Среди них - Уруп, Лаба, а также Белая, Пшиш и Псекупс, впадающие в Краснодарское водохранилище, к река Афипс, впадающая в Шапсугское водохранилище.
Озера
У Азовского моря есть озеро Ханское, которое, так же как и озеро Чембурка около Анапы, известно своими целебными грязями. А вот озеро Абрау (у Новороссийска) и озеро Кардывач (у Красной Поляны) привлекают к себе туристов необычайной красотой. В горах есть и другие озера, но они невелики по своим размерам и образованы главным образом запрудами обвалов.
Плавни в нашем крае образовались от разливов степных в горных рек, от скопления дождевой воды в низменных местах. Плавни, примыкающие к Азовскому морю, называются Приазовскими. Они заросли камышом. Во время летней жары вода во многих плавнях испаряется.
Лиманы - то мелководные водоемы созданные деятельностью Азовского и Черного морей, степных рек и реки Кубани. Наиболее крупные - Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский, Ейский, Кизилташский. Лиманы, в которые впадают реки, имеют пресную воду. Но они постепенно осолоняются морской водой, нагоняемой ветром. Соленость воды не постоянная. Приазовские лиманы удобны для нереста и богаты кормом для рыб - осетровых.
Водохранилища
Крупнейшие искусственно созданные водоемы Кубани - Шапсугское, Краснодарское, Крюковское, Варнавинскос водохранилища.
На протяжении десятилетий, из года в год,в период весенних и осенних паводков Кубань, выходя из берегов, заливала десятки, сотни тысяч гектаров плодородной земли. Во многих местах не успевали убрать созревший урожай, и его смывало водой. Местные жители старались бороться с разливами реки: строили валы вдоль берегов. Но эта примитивная техника не давала желаемых результатов. Только в конце 30-х годов люди смогли обуздать своевравную и капризную Кубань. Перед самой Отечественной войной было построено Тщикское водохранилище между Лабой и Белой, на месте бывших Тщикских плавней.
Недалеко от Краснодара, ниже по течению Кубани, там, где были Шапсугские плавни, построено второе водохранилище - Шапсугское, куда стекают воды реки Афипс и ее притоков. В 70-х годах было построено Краснодарское водохранилище, соединившееся с Тщикским.

Крюковское и Варнавинское водохранилища, расположенные на левобережье Кубани, регулируют паводки горных рек.
С помощью водохранилищ поддерживается уровень воды, необходимый для нормального судоходства, орошаются территории, бедные влагой, обеспечивается нормальный полив посевов риса.

Категория: Мои файлы | Добавил: NEA
Просмотров: 2320 | Загрузок: 107 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz